Речные колесные пароходы

БОЛЬШЕВИК (до 1924 г. "Василий", до 1939 г. "Василий Фомин", с 1957 г. "Кама")
Грузоподъемность 385 т, пассажировместимость 560 чел. Размерения 80.77 х 8.53/? (по обносам) х 1.78 м. ГЭУ котломашинная, 250 н.л.с. (1000 и.л.с.).
Товаро-пассажирский колесный пароход. Построен в 1909 г. (з-д об-ва "Сормово", Н.Новгород, Российская империя) для торгового дома "Бр. Каменские и Н.В.Мешков". Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. В 1939 г. входил в состав Камского речного пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Выведен из эксплуатации в 1977 г.

ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ
Полная вместимость 2250 брт. Размерения 85.34 х 10.66/? (по обносам) х 2.0 м. ГЭУ котломашинная, 850 и.л.с. Скорость 18 км/ч (9.7 узла).
Товаро-пассажирский колесный пароход, прежнее название не установлено. Построен в 1886 г. Прошел кап. ремонт в 1935 г. (Спасский затон). Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. В 1946 г. входил в состав Верхне-Волжского речного пароходства.

ГЕРЦЕН (до 1909 г. "Граф Строганов", до 1919 г. "Строганов", до 1920 г. "Трибунал")
Водоизмещение 1138 т (дедвейт 567 т). Размерения 82.30 х 8.84/17.98 (по обносам) х 1.96 м. ГЭУ котломашинная, 1100 и.л.с. Скорость 20 км/ч (10.8 узла)
Пассажирский колесный пароход. Построен в 1907 г. (Воткинский казенный з-д, Российская империя) для АО "Кавказ и Меркурий". Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. Прошел кап. ремонт в 1932 г.Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. В 1946 г. входил в состав Средне-Волжского речного пароходства. Выведен из эксплуатации в 1957 г.

КОЛХОЗНИК (до 1907 г. "Пётр Капитонович Ушков", до 1912 г. "Мануфактур-советник", до 1936 г. "Ермак", с 1949 г. "30 лет ВЛКСМ")
Водоизмещение 962 т (дедвейт 381 т, грузоподъемность 250 т). Пассажировместимость 461 чел. Размерения 82.30 х 8.84/17.98 (по обносам) х 1.9 м. ГЭУ котломашинная, 1100 и.л.с. Пассажирский колесный пароход. Построен в 1907 г. (Воткинский казенный з-д) для АО "Кавказ и Меркурий". Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. Прошел кап. ремонт в 1931 г. В 1939 г. входил в состав Нижно-Волжского речного пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Прошел кап. ремонт в 1949 г. Выведен из эксплуатации в 1959 г.

КОММУНИСТКА (до 1918 г. "Княгиня")
Грузоподъемность 320 т. Размерения 80.83 х 9.30/17.23 (по обносам) х 1.60 м. ГЭУ котломашинная, 900 и.л.с. Скорость 18 км/ч (9.7 узла).
Речной колесный товоро-пассажирский пароход. Построен в 1899 г. (Сормовский з-д, Н.Новгород, Российская империя). 1.10.1918 г. мобилизован и включен в состав Военной Волжской флотилии. С 31.07.1919 г. входил в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 1.03.1920 г. возвращен Обводу Волжского бассейна. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Погиб 8.08.1942 г. от подрыва на мине в р-не Старицы.

МОЛОТОВ-СКРЯБИН (до 1918 г. "Иван", до 1923 г. "Николай Угланов", до 1928 г. "Николай Бауман", с середины 1950-х гг. "Мамин-Сибиряк")
Грузопродъемность 270 т. Пассажировместимость 550 чел. Размерения 76.2 х 16.4 (по обносам) х 1.79 м. ГЭУ котломашинная, 860 и.л.с.
Товаро-пассажирский колесный пароход. Построен в 1905 г. (з-д об-ва "Сормово", Н.Новгород, Российская империя) для торгового дома "Бр. Каменские и Н.В.Мешков". Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. В 1939 г. входил в состав Камского речного пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. 1.08.1942 г. участвовал в спасении пассажиров и команды п/х "Петр Чайковский". В 1964 г. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Камского речного пароходства.

ОДЕССА (до 1882 г. "Иоанн Грозный", до 1918 г. "Великий князь Владимир")
Размерения 85.30 х 10.70/? (по обносам) х 1.67 м. ГЭУ котломашинная, 780 и.л.с. Скорость 20 км/ч (10.8 узла).
Речной колесный товаро-пассажирский пароход. Построен в 1880 г. (з-д пароходного общества "Кавказ и Меркурий", Спасский затон, Российская империя). Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Выведен из эксплуатации в 1959 г.

СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ
Полная вместимость 3000 брт. Грузоподъемность 680 т. Пассажировместимость 741 чел. Размерения 85.34 х 10.47/? (по обносам) х 2.2 м. ГЭУ котломашинная, 1150 (на 1946 г. 1000) и.л.с. Скорость 18 км/ч (9.7 узла).
Речной колесный товаро-пассажирский пароход. Построен в 1910 г. (з-д об-ва "Сормово", Н.Новгород, Российская империя), первоначальное название не установлено. В 1939 г. входил в состав Средне-Волжского речого пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. В 1946 г. входил в состав Верхне-Волжского речного пароходства.

ПЕРВОЕ МАЯ (до 1924 г. "Григорий")
Полная вместимость 2112 брт. Грузоподъемность 400 т. Пассажировместимость 560 чел. Размерения 81.25 х 8.53/17.22 (по обносам) х 1.8 м. ГЭУ котломашинная, 1000 и.л.с.
Товаро-пассажирский колесный пароход. Построен в 1909 г. (з-д об-ва "Сормово", Н.Новгород, Российская империя) для торгового дома "Бр. Каменские и Н.В.Мешков". Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Выведен из эксплуатации в 1965 г. и использовался в качестве стоечного судна (базы отдыха). Сгорел в 1998 г., окончательно разрушен в 2004 - 2005 гг.

СОЦИАЛИЗМ
Полная вместимость 2250 брт. Грузоподъемность 550 т. Пассажировместимость 880 чел. Размерения 85.34 х 10.67/? (по обносам) х 2.2 м. ГЭУ котломашинная, 950 (на 1946 г. 850) и.л.с. Скорость 18 км/ч (9.7 узла).
Товаро-пассажирский колесный пароход. Построен в 1897 г. (з-д об-ва "Кавказ и Меркурий", Спасский затон, Российская империя), прежнее название не установлено. В 1939 г. входил в состав Средне-Волжского речного пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. В 1946 г. входил в состав Верхне-Волжского речного пароходства.

К.С.СТАНИСЛАВСКИЙ (до 1923 г. "Дмитрий Донской", до 1926 г. "Антон Рубинштейн", до 1939 г. "Культпоход")
Грузоподъемность 385 т. Пассажировместимость 655 чел. Размерения 85.34 х 9.86/19.20 (по обносам) х 1.60 м. ГЭУ котломашинная, 640 (на 1939 г. 770) и.л.с.
Построен в 1862 г. (з-д об-ва "Кавказ и Меркурий", Спасский затон, Российская империя), перестроен в 1884 - 1885 гг. и в 1890 г. Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. В 1939 г. входил в состав Средне-Волжского речного пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Выведен из эксплуатации в 1968 г., после чего использовался как стоечное судно.

СТРАЖ РЕВОЛЮЦИИ (до 1918 г. "И.А.Крылов")
Грузоподъемность 128 т (в 1939 г. 437 т). Пассажировместимость 530 чел. Размерения 76.25 х 8.54/15.25 (по обносам) х 1.16 м. ГЭУ котломашинная, 800 и.л.с. (в 1939 г. 1000 и.л.с.). Скорость до 23 км/ч (12.4 узла, по данным однотипного парохода "Ф.М.Достоевский").
Речной колесный товаро-пассажирский пароход. Построен в 1908 г. (з-д "Cockerill", Бельгия) для пароходного об-ва "Самолет". Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. В 1939 г. входил в состав Нижне-Волжского речного пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Погиб в 1954 г. в результате пожара в Белом Городке.

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ
Размерения 85.3 х 10.67/19.2 (по кожухам колес) х 2.1 м. ГЭУ котломашинная. 1000 и.л.с.
Речной колесный товаро-пассажирский пароход. Построен в 1897 г. (Сормовский з-д, Н.Новгород, Российская империя). В сентябре 1918 г. мобилизован и включен в состав Военной Волжской флотилии, а в ноябре того же года возвращен Обводу Волжского бассейна. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. 1.08.1942 г. погиб от подрыва на мине в р-не Бабаевского Яра.

ДМИТРИЙ ФУРМАНОВ (до 1923 г. "Федор", до 1928 г. "Леонид Серебряков")
Грузоподъемность 400 т. Пассажировместимость 545 чел. Размерения 80.77 х 17.22 (по обносам) х 1.92 м. ГЭУ котломашинная, 1000 и.л.с.
Товаро-пассажирский колесный пароход. Построен в 1909 г. (з-д об-ва "Сормово", Н.Новгород, Российская империя) для торгового дома "Бр. Каменские и Н.В.Мешков". Национализирован в 1918 г. и передан Главоду. В 1939 г. входил в состав Камского речного пароходства Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Прошел кап. ремонт в 1953 - 1954 гг. В 1970-х гг. приобретен Территориально- транспортным предприятием и использовался как стоечное судно (плавгостиница). В 1989 г. во время подготовки к очередному кап. ремонту сгорел, отбуксирован в г. Балаково и не восстанавливался.

ЯКОВ ВОРОБЬЕВ (до 1936 г. "Петр Великий")
Грузоподъемность 365 т. Пассажировместимость 485 чел. Размерения ? х ? х 1.51 м. ГЭУ котломашинная, 955 и.л.с.
Товаро-пассажирский речной колесный пароход. Построен в 1873 г. (Швеция). В 1939 г. входил в состав Камского речного пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. С 25.07.1942 г. по 2.02.1943 г. числился в составе Волжской флотилии в качестве пассажирского парохода. Списан в мае 1959 г., некоторое время использовался в качестве стоечного судна (плавгостиницы), затем утилизирован.

Главная