Тип "АГ" - 5 единиц

Силуэт подводной лодки типа ''АГ''

Водоизмещение 390/520 т. Размерения 46 х 4.85 х 3.9 м. 2 дизеля 960 л.с., 2 электромотора 480 л.с. Скорость в надводном положении 14.5/8 узлов, в подводном положении 10.5/2 узла, дальность 4500/120 миль. Вооружение : 4 х 450 мм носовых торп. аппарата (8 торпед), 1 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 32 чел.
Подводные лодки американской постройки, закупленные царской Россией во время Первой мировой войны. Готовые секции поставлялись в Россию и собирались на месте. Часть лодок достроена уже в советское время.

1. А-1 (до 31.12.1922 г. А.Г. 23", до 12.06.1923 г. "Незаможный", до 15.09.34 г. "Шахтер" )
Заложена в 1917 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущена 1.06.1920 г., вст. в строй 21.10.1920 г. и вошла в состав Морских сил Черного моря. Прошла кап. ремонт в 1928 - 1929 гг. и 1932 - 1934 гг. С 11.01.1935 г. в составе ЧФ. На 22.06.1941 г. находилась в капитальном ремонте в Севастополе, вскоре после начала войны поставлена на консервацию. Взорвана личным составом 26.06.1942 г. в связи с невозможностью перевода на Кавказ. Поднята в апреле 1945 г. и сдана на слом.

2. А-2 (до 1.06.1920 г. "А.Г. 24", до 31.12.1922 г. "Имени товарища Луначарского", до 15.09.1934 г. "Коммунист")
Заложена 1.06.1920 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущена 2.04.1921 г., вст. в строй 22.07.1921 г. и вошла в состав Морских сил Черного моря. Прошла капитальный ремонт в 1928 - 1929 гг., 1932 - 1934 гг. и с 10.02.1939 г. по 1941 г. С 1935 г. в составе ЧФ. На 22.06.1941 г. находилась в капитальном ремонте в Севастополе. 18.08.1941 г. по окончании ремонта переведена в Поти. Участвовала в обороне Севастополя. Потопила 5.10.1943 г. германскую быстроходную десантную баржу "F 474". В 1947 г. выведена из боевого состава и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 18.11.1950 г. исключена из списков ВМФ и впоследствии разделана на металл.

3. А-3 (до 23.03.1923 г. "А.Г. 25", до 15.09.1934 г. "Марксист")
Заложена 11.07.1921 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущена 5.04.1922 г., вст. в строй 26.05.1922 г. и вошла в состав Морских сил Черного моря. С 11.01.1935 г. в составе ЧФ. Потопила 29.05.1942 г. румынский транспорт "Сулина" (3495 брт). Погибла после 28.10.1943 г., возможно, от подрыва на мине.

4. А-4 (до 4.05.1923 г. "А.Г. 26", до 15.09.1934 г. "Политработник")
Заложена 23.10.1920 г. (з-д "Руссуд", Николаев), спущена 24.02.1923 г., вст. в строй 11.07.1923 г. и вошла в состав Морских сил Черного моря. Прошла капитальный ремонт в 1930 - 1931 гг. и в 1936 - 1938 гг. Участвовала в обороне Севастополя. 6.03.1947 г. выведена из боевого состава и переформирована в плавучую зарядовую станцию.

5. А-5 (до 3.02.1931 г. "А.Г. 21", до 15.09.1934 г. "Металлист")
Заложена в 1917 г., спущена в 1917 г., вст. в строй в 1918 г. и вошла в состав ЧФ. В апреле 1919 г. затоплена англо-французскими интервентами. Поднята в мае 1928 г., прошла капитальный ремонт и 30.12.1930 г. вошла в состав Морских сил Черного моря. 8.06.1931 г. затонула в результате аварии, но 10.08.1931 г. была поднята и 1.01.1932 г. введена в строй. С 11.01.1935 г. в составе ЧФ. Прошла капитальный ремонт в 1936 - 1938 гг. На 22.06.1941 г. находилась в капитальном ремонте в Севастополе. 2.08.1941 г. по окончании ремонта переведена в Поти. Тяжело повредила 11.06.1942 г. румынский транспорт "Ардял" (5695 брт), возможно повредила 11.05.1944 г. германскую быстроходную десантную баржу "F 568". 6.03.1945 г. награждена орденом Красного Знамени. 27.08.1945 г. разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию, а 6.03.1947 г. сдана в отдел фондового имущества для разборки на металл.

Главная