Тип “Эльпидифор” - 13 единиц

Близкие по архитектуре и ТТЭ корабли, переоборудованные из азовских паровых шхун и грунтовозных шаланд.

1. Т-486 (до 13.11.1916 г. "София", до 15.09.1918 г. "Т-295", до января 1920 г. "Т-395", до 20.06.1920 г. "София", до 29.01.1940 г. и с 10.11.1940 г. по 29.06.1941 г. "Советская Россия", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-486")
Водоизмещение 1005 т. Размерения 58.4 х 8.56 х 2.53 м. ПМ 360 л.с. Скорость 8/5 узлов, дальность 420 миль. Вооружение 3 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм пулемета (первоначально 2 х 45 мм и 2 х 7.62 мм пулемета), 50 мин, тралы Шульца, змейковый, электромагнитный. Экипаж 43 чел.
Бывшая паровая шхуна “Омск”. Спущен в 1880 г. (К.Митчелл, Ньюкасл). Мобилизован 9.09.1916 г. и 13.11.1916 г. зачислен в состав ЧФ. Участвовал в Первой мировой войне. 1.05.1918 г. захвачен австро-германскими оккупантами, с декабря 1918 г. входил в состав белогвардейского флота. В январе 1920 г. захвачен частями Красной Армии и передан Главоду. 20.06.1290 г. вооружен и включен в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. 20.12.1920 г. разоружен и передан Мариупольскому военному порту в качестве плавмастерской. В августе 1922 г. возвращен торговому флоту. 29.10.1939 г. призван для прохождения тральной подготовки и 29.01.1940 г. включен в состав ЧФ в качестве тральщика. 10.11.1940 г. возвращен Азовскому пароходству. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 27.06.1941 г. снова включен в состав ЧФ. Носил бортовой №43. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. 1.12.1944 г. переформирован в транспорт. Сдан на слом 5.03.1955 г.

2. Т-489 (до 15.10.1916 г. "Георгий", до 15.09.1918 г. "Т-261", до марта 1921 г. "Георгий", до июня 1921 г. "Т-15", до 17.03.1922 г. "Георгий", до 29.06.1941 г. "Хоста", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-489")
Водоизмещение 1441 т. Размерения 64 х 9.6 х 3.2 м. ПМ 400 л.с. Скорость 7.5 узла, дальность 780 миль. Вооружение: 4 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм (до 1943 г. 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, до 1944 г. 3 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета), тралы Шульца, змейковый, электромагнитный. Экипаж 40 чел.
Бывшая паровая шхуна. Спущен в 1906 г., вст. в строй в 1910 г. Мобилизован 15.10.1916 г., переоборудован в тральщик и включен в состав ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен австро-германскими окукупантами. В 1919 - 1920 гг. входил в состав белогвардейского флота в качестве транспорта. Захвачен частями Красной Армии 14.11.1920 г. и 23.11.1920 г. включен в состав Морских сил Черного моря в качестве тральщика. 5.12.1921 г. передан Наркомату путей сообщения. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 5.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №62. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. С 21.08.1946 г. входил в состав Азовского гос. морского пароходства.

3. Т-491 (до 29.06.1041 г. "Кизилташ")
Полная вместимость 444 брт. Размерения 48 х 9.8 х 3 м. ПМ 435 л.с. Скорость 6/5 узлов, дальность 1030 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда Черномортехфлота. Построен в 1925 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 7.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №51. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. Потоплен 27.12.1941 г. в р-не Кучугуры германской бомбардировочной авиацией. После войны поднят

4. Т-492 (до 29.06.1941 г. "Белобережье", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-492")
Водоизмещение 700 т. Размерения 46.2 х 8 х 3.8 м. ПМ 230 л.с. Скорость 6.5 узла, дальность 575 миль. Вооружение: 3 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, трал Шульца. Экипаж 40 чел.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда Черномортехфлота. Построен в 1898 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 6.08.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №52. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. 26.09.1944 г. разоружен и переформирован в плавсредство.

5. Т-493 (до 29.06.1941 г. "Хаджибей")
Полная вместимость 329.8 брт. Размерения 42.5 х 8 х 3.8 м. ПМ 230 л.с. Скорость 7 узлов, дальность 1050 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда. Построен в 1898 г. (по другим данным в 1885 г.). Мобилизован 31.01.1922 г. и включен в состав отряда судов Убеко в качестве гидрографического судна. 31.01.1924 г. возвращен Наркомату путей сообщения. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 30.06.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №53. Потоплен 6.09.1941 г. германской авиацией в Одессе.

6. Т-494 (до 17.03.1922 г. "Олешье", до 29.06.1941 г. "Сары-Камыши")
Водоизмещение 950 т. Размерения 45.6 х 8.3 х 3.2 м. ПМ 230 л.с. Скорость 7 узлов, дальность 1000 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда Черномортехфлота. Построен в 1889 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 30.06.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №54. С 10.04.1942 г. входил в состав Азовской флотилии. Потоплен 29.04.1942 г. германской бомбардировочной авиацией у м. Ачуева.

7. Т-495 (до 29.06.1941 г. "Конка", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-495")
Водоизмещение 520 т. Размерения 43 х 9.2 х 4.8 м. ПМ 375 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 1708 миль. Вооружение: 4 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм пулемета.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда. Построен в 1895 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 26.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №55. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. 4.03.1945 г. разоружен и переформирован в плавсредство.

8. Т-497 (с 16.04.1920 г. по январь 1922 г. "Красная Звезда", до 29.06.1941 г. "Егурча")
Водоизмещение 1080 т. Размерения 59.2 х 10 х 1.8 м. ПМ 400 л.с. Скорость 6 узлов, дальность 650 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда. Дата постройки не установлена. Мобилизован 18.03.1920 г., вооружен и включен в состав Доно-Азовской флотилии в качестве вооруженного парохода. 8.05.1920 г. переведен в состав Азовской флотилии и переклассифицирован в канонерскую лодку. Участвовал в высадке десантов у ст. Приморско-Ахтарская в августе 1920 г., боях у косы Обиточная в сентябре 1920 г. 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного Моря. 18.12.1921 г. возвращен Главоду. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 7.07.1941 г вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №56. Погиб 2.11.1941 г. в Цемесской бухте от подрыва на мине.

9. Т-501 (до 29.06.1941 г. "Сиваш", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-501")
Водоизмещение 500 т. Размерения 49.1 х 9.3 х 2.4 м. ПМ 350 л.с. Скорость 5/4.5 узла, дальность 600 миль. Вооружение: 2 х 76.2 мм, 2 х 7.62 мм пулемета (с 1943 г. 1 х 76.2 мм, 3 х 45 мм, 2 х 12.7 мм и 2 х 7.62 мм пулемета), трал Шульца. Экипаж 44 чел.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда Азовтехфлота. Построен в 1932 г. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 1.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №45. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. После войны прошел кап. ремонт на Керченском СРЗ и вошел в состав Азовморпути.

10. Т-502 (до 29.06.1941 г. и с с 1.10.1942 г. "Маныч")
Водоизмещение 500 т. Размерения 49.1 х 9.3 х 2.4 м. ПМ 350 л.с. Скорость 5/4.5 узла, дальность 600 миль. Вооружение: 2 х 76.2 мм, 2 х 7.62 мм пулемета (с 1943 г. 1 х 76.2 мм, 3 х 45 мм, 2 х 12.7 мм и 2 х 7.62 мм пулемета), трал Шульца. Экипаж 44 чел.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда Азовтехфлота. Построен в 1932 г. Мобилизован 22.06.1941 г., пререоборудован в тральщик и 1.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. носил бортовой №46. 1.10.1942 г. выведен из боевого состава и переформирован в танкер.

11. Т-511 (до 15.10.1916 г. "Пророк Иона", до 15.9.1918 г. "Т-235", до 30.09.1918 г. "Т-335", до 19.08.1920 г. "Пророк Иона", до 29.06.1941 г. "Червоный казак")
Водоизмещение 672 т. Размерения 56.7 х 9.44 х 2.46 м. ПМ 300 л.с. Скорость 8.5/6 узлов, дальность 1700 миль. Вооружение: 4 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца и щитовой. Экипаж 27 чел.
Бывший грузовой лихтер (паровая шхуна). Спущен в 1896 г. (Триест). Мобилизован 15.10.1916 г., переоборудован в тральщик и включен в состав ЧФ. Участвовал в Первой мировой войне. 1.05.1918 г. захвачен австро-германскими оккупантами. и 30.09.1918 г. возвращен прежним владельцам. В январе 1920 г. захвачен частями Красной Армии и передан Главоду. Мобилизован повторно 12.08.1920 г. и включен в состав Азовской флотилии в качестве транспорта. 7.09.1920 г. вооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. 28.01.1921 г. вощел в состав Морских сил Черного моря. 25.05.1921 г. разоружен и возвращен наркомату путей сообщения. 22.06.1941 г. вновь мобилизован и 3.07.1941 г., переоборудован в тральщик и вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №63. Погиб 26.03.1943 г. от подрыва на мине в Цемесской бухте.

12. Т-512 (до 31.01.1922 г. "Эльпидифор №418", до 31.07.1937 г. "Василий Фомин", до 29.06.1941 г. "Валерий Чкалов", с 24.03.1942 г. "КС-1")
Водоизмещение 1795 т. Размерения 74.7 х 10.4 х 2.4 м. 2 ПМ, 700 л.с. Скорость 7.5 узла. Вооружение: 1 х 76.2 мм, 5 х 45 мм, 1 х 2 х 7.62 мм и 2 х 1 х 12.7 мм пулеметов.
Заложен в 1917 г., спущен в 1918 г., достроен и вст. в строй 22.07.1922 г. в качестве нефтеналивного судна. С 1927 г. использовался как грузовой пароход. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 8.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №64. 24.03.1942 г. переклассифицирован в кабельное судно.

13. Т-516 (до 15.10.1916 г. "Елена Куппа", до 15.09.1918 г. "Т-265", до января 1920 г. "Т-365", до мая 1920 г. "Елена Куппа", до 20.06.1920 г. "Зеленый партизан", до июля 1921 г. "Червоный казак", до 17.03.1922 г. "Новый мир", до 29.06.1941 г. "Майкоп", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-516")
Водоизмещение 842 т. Размерения 57.8 х 8.2 х 2.2 м. 2 ПМ, 360 л.с. Скорость 8/5 узлов, дальность 490 миль. Вооружение: 4 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, тралы Шульца и электромагнитный. Экипаж 40 чел.
Бывшая паровая шхуна. Построен в 1893 г. Мобилизован осенью 1914 г., переоборудован в тральщик и включен в состав ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен австро-германскими оккупантами, в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами, а в апреле 1919 г. вошел в состав белогвардейского флота. В январе 1920 г. захвачен частями Красной Армии и весной 1920 г. включен в состав Азовской флотилии в качестве транспорта. 20.06.1920 г. вооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. 20.08.1920 г. затоплен экипажем в связи с невозможностью вывода при отходе частей Красной Армии из Темрюка. Поднят в июне 1921 г. и 11.07.1921 г. передан Госсудоподъему. Прошел кап. ремонт в 1938 - 1939 гг. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 1.07.1941 г. включен в состав ЧФ. Носил бортовой №68. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик.

Главная